www.ASTROLAB.ru


ASTROLAB.ruКосмодромыСвободный - Рекогносцировка
ГлоссарийФото космосаИнтернет магазинКосмос видео



Свободный - Рекогносцировка
Версия для печати

На основе доклада командующего ВКС генерал-полковника В.Л.Иванова 1 февраля 1993 года была издана директива Генерального штаба о проведении рекогносцировки возможных мест дислокации нового космодрома. В соответствии с ней была образована рекогносцировочная комиссия под председательством начальника штаба ВКС генерал-лейтенанта С.Н.Ермака, в которую вошли представители Генерального штаба, РВСН, ВВС, ВМФ, Дальневосточного военного округа, Центрального проектного института Минобороны, а также Российского космического агентства и ведущих организаций по основным объектам инфраструктуры космодромов — КБ транспортного машиностроения, КБ "Салют", КБ общего машиностроения и КБ "Мотор". Комиссия проделала большую аналитическую работу, в рамках которой была проведена оценка всех вероятных вариантов решения задач запуска космических ракет-носителей тяжелого класса с территории России, выбраны возможные места размещения стартового комплекса (СК) для тяжелых РН; выработаны требования к СК и объектам инфраструктуры. О сложности и масштабности проделанной работы можно судить по основным требованиям и ограничениям к месту расположения космодрома. Они, в частности, включают в себя:
обеспечение максимально широкого спектра требуемых наклонений орбит, включая минимальное, соответствующее географической широте места запуска, а также 63-65°, 71-72°, 81° и 97°;
эффективность выведения полезных нагрузок на геостационарные орбиты;
отсутствие активных участков полета ракет-носителей над территориями иностранных государств и, прежде всего, над территориями США и Канады, имеющих систему предупреждения о ракетном нападении, а также над густонаселенными областями страны, городами и промышленными центрами;
отсутствие необходимости расположения районов падения отделяющихся частей ракет-носителей на территориях иностранных государств или в их территориальных водах, в нейтральных водах с активным судоходством и рыболовством, вблизи крупных населенных пунктов страны, важных народнохозяйственных объектов и на территории уникальных государственных заповедников;
близость развитых железнодорожных магистралей, других путей сообщения (морских, речных, автомобильных и воздушных);
наличие производственных и сырьевых ресурсов;
возможность расположения (создания) необходимых объектов инфраструктуры и ее последующего развития.

На основе проведенного анализа территории России комиссия пришла к выводу, что потенциально пригодными для реализации поставленных задач являются только южные районы дальневосточного региона и острова Сахалин. Несмотря на столь значительную территорию России, более близких к центральной части страны мест, пригодных для размещения космодрома не имеется.

Так, регион юга европейской части России, в восточной части которого находится полигон Капустин Яр, широко освоен, что затрудняет размещение такого крупного объекта как космодром, и не удовлетворяет требованиям обеспечения запусков: трассы запусков на низкие наклонения проходят над территорией иностранного государства (Республики Казахстан), а на высокие - над крупными городами и промышленными центрами.

Регионы юга Сибири и Забайкалья в основном представляют собой труднодоступную гористую местность, и оттуда невозможны запуски на орбиты с низкими наклонениями, необходимые, в первую очередь, для геостационарных ИСЗ, поскольку при этом активные участки полета ракет-носителей проходили бы над территориями МНР и Китая.

Для размещения космодрома также оказались подходящими и не все районы Дальневосточного региона. К сожалению, непригодной с географической точки зрения оказалась южная часть Дальневосточного региона - район около городов Владивосток и Уссурийск. Географическая широта данного района (в диапазоне 43-44°с.ш.) является для Российской Федерации одной из самых южных Для сравнения можно заметить, что это даже южнее района космодрома Байконур на 2-3°. Но возможные азимуты пусков для данного района ограничиваются всего лишь 46-59°. При запусках на более высокие наклонения трассы, и соответственно районы падения отделяющихся частей ракет-носителей, будут проходить над территорией Китая, а на более низкие наклонения, включая опорное для запусков на геостационарную орбиту, - над территорией Японии.

Расположенная севернее от данного района местность - Сихотэ-Алиньский горный массив - практически недоступна и не освоена. Минимально необходимые условия для размещения космодрома имеются лишь в диапазоне от левобережья реки Амур до города Советская Гавань, где заканчивается Байкало-Амурская магистраль, и обеспечиваются все наклонения запусков ракет-носителей, а районы падения их отделяющихся частей приходятся на акватории Тихого океана и Охотского моря, что не требует отчуждения территорий на суше. Ближайшим к центральным районам России в западной части этой области на Транссибирской магистрали располагается район города Свободный Амурской области, откуда также обеспечиваются возможности запусков на все необходимые наклонения. Основным требованиям и ограничениям по размещению космодрома удовлетворяет и территория острова Сахалин, особенно его южная оконечность в районе поселков Озерский и Новиков, расположенная на широте 45°, но этот район крайне удален от остальной территории России, не имеет железнодорожного сообщения, и там отсутствуют производственная и строительная база и ресурсы. Таким образом, задача выбора места расположения космодрома была сведена к двум основным районам: город Советская Гавань и город Свободный.

На заключительном этапе работы комиссии была проведена окончательная оценка, с выездом в районы выбранных мест, в результате которой в качестве места расположения нового российского космодрома по критерию эффективность/стоимость был выбран район города Свободный Амурской области. Полученные выводы рекогносцировочной комиссии был отражены в акте, утвержденном начальником Генерального штаба МО РФ.