www.ASTROLAB.ru


ASTROLAB.ruБиблиотекаЭкзамен на разумность [Часть 6]
ГлоссарийФото космосаИнтернет магазинКосмос видео



Экзамен на разумность [Часть 6]
Версия для печати

Мир будущего - Смерть Запада

Однако этот порядок не вечен, ведь Запад умирает.

Почему происходит депопуляция западного общества, его деградация и вымирание? Наше общество постоянно сравнивают в этом отношении с Западом. Однако такое сравнение неправомерно - вымирание нашего народа происходит по причине катастрофического обвала уровня жизни и не имеет ничего общего с вымиранием западных народов, которое протекает при наиболее возможных благополучии, комфорте и достатке. Поэтому, когда наше бедствие пытаются присобачить к некой "общемировой тенденции убыли населения в самых цивилизованных странах", это совершенно, на мой взгляд, неправильно. Причины вымирания народов России и Запада абсолютно различны. Как я говорил выше, наш народ можно сравнить с умирающим от голода, тогда как Запад - с умирающим от излишеств. Того, кто умирает от голода, можно жалеть, умирающего же от обжорства можно лишь презирать.

Почему Запад вымирает? Что ж, очевидно, моральные законы, которые столько раз твердились миру, - это действительно не просто красивые слова. Сколько раз было говорено, что нельзя построить свое счастье на чужом горе. Запад слишком долго строил свое благополучие на чужой крови, на чужом труде, на чужих ресурсах, на обмане и насилии. Запад - это цивилизация-вор, социум - социофаг. И вот теперь мы видим, наконец, действие морального закона. Агрессия, обращенная вовне, вернулась назад. Вор получил воздаяние. Запад умирает.

Запад слишком долго и безнаказанно пил кровь всего мира, пришло время его наказания.

России довелось стать последней (будем надеяться) жертвой этого разлагающегося упыря. Но раз потеря крови, выпитой им, не убила нас, раз мы выжили, значит, это нападение нас только усилит. Запад же получил за счет нашей крови лишь отсрочку своей гибели.

И не надо говорить, будто Запад воевал с нашим "тоталитарным государством", а не с нашим народом. Он воевал именно с народом. Он пил кровь не у абстрактной "государственной машины", а у живых людей, у каждого конкретного человека. Если сами вы прошли через это жуткое время без потерь, если оно не коснулось вас лично, то наверняка можете вспомнить, что кто-то из ваших родственников или друзей, или знакомых, погиб или сломался. Кто-то спился, кто-то погиб от передозы, кто-то живет в нищете и потерял надежду на улучшение, кто-то стал безработным.

У каждого из нас выпита частица нашей крови, у каждого была отобрана частица жизни, а у кого-то жизнь была отнята целиком. Несбывшиеся планы, нереализованные возможности, крах надежд - во всем этом повинен Запад...

Тех же, кто приспособился к новому бытию, можно лишь жалеть, их души больны.

Запад не смог нас убить, а это значит, что мы должны использовать шанс, мы должны выжить, набраться новых сил и отомстить. Пусть Запад давится украденным - на месте разрушенной промышленности мы должны построить новую промышленность, на месте разрушенного сельского хозяйства - новое сельское хозяйство, на месте погибшей науки - новую науку. Запад помог нам разрушить старые, отжившие и неэффективные механизмы, на их месте мы должны создать новое, лучшее, наиболее эффективное. Из нанесенного вреда мы должны извлечь пользу, атаку врага обернуть против него самого и победить.

Если не случится чуда, то Западу недолго осталось владеть миром.

Мир без Запада. Кто станет его новым хозяином? Индия? Китай? Мусульманский Мир? А почему бы не мы, русские?

Почему мы должны горевать по поводу ухода со сцены вороватого Запада? К дьяволу политкорректность - почему мы должны горевать по чужим неграм? У нас достаточно своих проблем. Мы должны признаться наконец, что не любим Америку и что у нас есть на это основания. Мы, русские, не любим Америку не потому, что она "победила" нас в Холодной войне, а потому что она наплела нам о каком-то новом справедливом мире, который мы совместно с ней должны были построить, а сама в это время, под шумок своих искренних речей, банально обворовывала нас.

Западу была дана возможность поруководить миром, и он показал себя никудышным лидером. Все, что смогли предложить его высоколобые интеллектуалы - это воскрешение идей Мальтуса, под знаменем которых было продолжено ограбление мира. Своими действиями в период своего безраздельного властвования Западный Мир дискредитировал себя как лидера. Время Запада прошло, вот и пусть теперь превращается в большой хоспис. Его здоровые силы покинут его и примкнут к новому мировому лидеру, и это нормально.

Я попытался провести в этой части анализ всех возможных участников будущего передела мира, и все они, на мой взгляд, слабы. Да, нашей стране сильно досталось, но и все остальные соперники слабы, безвольны, неорганизованны.

У нашего народа есть все шансы восстановиться и возглавить мир.

Технобиосфера - Необходимость создания нового общества

В первой части этой работы был поставлен вопрос - разумен ли человек как вид? Из сказанного там может быть сделан вывод, что нет. Однако согласие с этим означало бы отказ от борьбы за выход вида на новую стадию в решающий ее момент. Даже если действительно окажется так, что человеческий вид будет отбракован процессом развития, это вовсе не значит, что все его представители были недостойны. К сожалению, наше общество организовано таким образом, что его общий интеллектуальный уровень, его возможности к творчеству и способности к адаптации, усредненные из совместных усилий всех его членов, оказываются крайне низки. Люди могут быть сколь угодно умны, сильны и добры каждый по отдельности, но общество, которое они составляют, очень плохо способно к адаптации, малоинтеллектуально, слабовольно и жестоко. Из этого следует вполне ясная необходимость исправления существующего положения, замены способа общественной организации, которая должна быть произведена таким образом, чтобы здоровая часть общества смогла проявить себя, получила большее влияние на события и в итоге смогла бы исцелить нездоровую часть.

Да, в настоящее время цивилизация находится в тупике, остановка развития чревата большими проблемами для человечества, однако, на мой взгляд, существует все же "путь вверх" - к новому обществу, к новому состоянию человечества.

Мы видим, что мир развивается совершенно не так как должно. Мы видим множество проблем, которые с каждым годом все более угрожают нашему будущему, но не видим возможностей их решения. Мы видим, что наши руководители сами не знают, куда нас ведут (но зато как уверенно они при этом держатся!), что ученые эксперты в тупике, что деятели культуры самоустранились от попыток найти выход.

Старые механизмы оказываются неспособными бороться со встающими перед человечеством новыми проблемами. Современное общество попросту сдалось перед их лицом, оно хронически неспособно их решать, оно делает все, чтобы не замечать их и жить по-прежнему. Следует констатировать, что цивилизация в ее теперешнем виде в современных условиях оказалась нежизнеспособна.

Перед нами стоит необходимость создания нового общества.

Каким образом это возможно осуществить?

История показывает, что революционные попытки изменения общества не оправдывают себя. Революционеры всех времен и народов гибли за светлую и прекрасную иллюзию возможности исправления всего общества разом, сразу и навсегда. Они хотели принести народу справедливость, они хотели братства, равенства и свободы для всех. Лучшие люди гибли за понятия, которые остались навсегда чуждыми для обывательского общества.

Наши предшественники, желавшие "исправить мир", видели целью такого исправления ни больше, ни меньше, чем счастье для всех людей, чем воцарение на Земле царства справедливости и добра. Однако давно известно: чтобы быть достигнутой, цель должна быть завышенной. Поэтому, объявляя достижение счастья для всех людей, построения на Земле царства справедливости и добра целью своей борьбы, подвижники и революционеры заведомо ставили себя в проигрышное положение. Счастье, добро и справедливость не должны быть целью, они должны быть всего лишь средством, служить путем, ведущим к цели, которая должна быть еще более высокой.

Взявшись за дело построения нового общества, мы должны ясно понимать, что движемся к наиболее эффективной форме общества, которое попросту невозможно без таких своих компонент, как вышеперечисленные всеобщее счастье, добро и справедливость, а также ряд прочих подобных. И что построение нового общества - вовсе не прихоть прекраснодушных романтиков, а необходимый шаг, обусловленный категорической невозможностью решения обычными способами вставших перед теперешним обществом проблем, им самим на свою голову порожденных. Чтобы выжить, обществу надо обновиться, при этом достижение тех идеалов, которые революционеры и утописты прошлого почитали высшей целью, переходит из разряда высших целей (или даже Высших Целей) в ряд побочных подзадач процесса создания нового общества.

Революционный путь изменения общества представляется неоправданным, он однозначно уведет от решения насущных проблем в трясину межклассовых, межгрупповых и межличностных конфликтов, а эволюционный - невозможным (его вот уже десятилетия безуспешно пытаются осуществить различные "Зеленые Писы", энтузиасты экопоселений и прочие страдальцы за земную экологию во главе с Римским Клубом).

Я предлагаю следующий вариант попытки выхода из цивилизационного кризиса. Новое общество должно быть построено вне уже имеющегося.

Люди должны увидеть альтернативный путь развития не в теоретических построениях, а осуществленным на практике. Я предлагаю построить новое общество, открытое для приема тех, кто пожелает перейти в него и окажется этого перехода достоин. Оно будет расти и усиливаться за счет такого перехода, до тех пор пока не окажется сильнее и могущественнее "старого общества".

Где может быть построено новое общество?

Современной цивилизации в ее теперешнем виде не потянуть дела освоения иных миров, это хорошо может быть доказано примером с нашим Севером. Во времена Союза Север и Арктика были освоены и заселены, но для современной России, которая потеряла самостоятельность (будем надеяться, что временно), эти территории оказались ненужными. И это несмотря на то, что они дают огромные богатства, и что наша страна живет за счет продажи вывозимых оттуда ресурсов. Если современная цивилизация готова покидать даже уже освоенные и обжитые территории, то это явно свидетельствует о потере ею импульса к расширению и развитию.

Впрочем, раз эти территории не нужны современной цивилизации, это не значит, что они не нужны никому. Север мог бы стать отличным полигоном для создания и отработки технологий Технобиосферных пространств и для создания в них нового общества.

Далее я постараюсь очень кратко отобразить свое понимание того, какое общество необходимо строить и чем оно будет отличаться от существующего в настоящее время, а пока начну с "технического обоснования" - с тех идей и принципов, которые, на мой взгляд, следовало бы положить в его основу.

Технобиосфера - Технобиосфера

Ранее я уже говорил о становящихся модными представлениях о якобы имеющей место "перенаселенности" нашей планеты, о том, что Земля, дескать, способна прокормить лишь определенное ограниченное количество людей, которое человечество, причем, уже вроде как давно превзошло. Сторонники этой концепции настойчиво пропагандируют такой взгляд на проблему, что дальнейшее увеличение населения приведет к экологической смерти биосферы, что повлечет за собой и гибель человека как биологического вида. Все чаще в печати и различного рода обсуждениях проявляется их видение решения "проблемы перенаселенности" самым радикальным и нелепейшим способом. Они предлагают сделать это ни больше ни меньше, чем путем "сокращения населения" до некоторой необходимой, на взгляд этих деятелей, цифры, которая должна, по их мнению, обусловить стабильное существование цивилизации. Наиболее часто при этом мелькает цифра 1 миллиард, хотя совершенно неясными остаются методики расчета сторонников "сокращения", приведшие их к именно такой оценке требуемой популяции, равно как и методы, с помощью которых они эти свои дикие идеи собираются претворять в жизнь.

Полагаю, что не имеет смысла обсуждать эту опасную ересь - выход из создавшейся, действительно достаточно серьезной, кризисной ситуации, на мой взгляд, вполне очевиден и находится в области перевода человечества на путь интенсивного использования ресурсов. Однако в отличие от большинства других людей, видящих это решение, я считаю, что переход к интенсивным методам должен являть собой процесс не вялотекущий, стихийный и самопроизвольный, а планируемый и революционный.

Попытаюсь в общих словах кратко сформулировать свое видение концепции выхода из кризиса; полагаю, что движение по этому пути должно позволить без вреда для экологии планеты увеличить население планеты на порядок по сравнению с имеющимся сейчас. Этот путь заключается, на мой взгляд, в создании нового метода использования ресурсов (в том числе и человеческих) и территорий - в создании Технобиосферы (далее сокращенно ТБС).

Что такое ТБС? Для начала отметим, что в настоящем на планете имеется Техносфера и Биосфера, которые по своей природе враждебны друг другу, и при сохранении тенденции экстенсивного роста Техносферы человечества Биосфера, которая необходима как база для существования человека как биологического вида, погибнет. Таким образом, на современном этапе имеет место конфликт, в котором в принципе не может быть победителя, а будут лишь проигравшие. Человечество при этом оказывается в тупике - если оно прекратит развитие своего искусственного мира, Техносферы, то погибнет; если продолжит его развитие, тогда не выдержит Биосфера и оно все равно погибнет.

Простым и явным решением этого противоречия является объединение двух враждебных "начал" - рожденная в результате такого синтеза структура и будет являться ТБС. Мы привыкли противопоставлять природное техническому, и поэтому концепция эта может на первый взгляд показаться странной. Однако если бросить взгляд на историю взаимодействия человека и природы, то легко увидеть, помимо тенденции "борьбы с природой", также и тенденцию к созданию симбиотической системы. Выйдя из "дикой" Биосферы, частью которой он являлся, человек начал приручать все новые виды животных и окультуривать все новые виды растений. Создание этого зачатка некоей собственной биосферы позволило людям намного увеличить эффективность использования ресурсов и территорий, что привело к повышению численности вида и позволило создать обособленную от Биосферы Техносферу. Нам теперь остается лишь довести процесс образования симбиотической системы до логического завершения.

ТБС предполагает использование при своем создании и развитии следующих принципов:

1. Принцип полного и абсолютно эффективного использования территорий в ТБС.

Этот принцип предполагает дальнейшее продвижение на пути создания "человеческой" Биосферы (в отличие от исходной "дикой" Биосферы). На территориях ТБС должны быть полностью исключены бесполезные для человека представители флоры и фауны, должны использоваться наименее территориально затратные и одновременно наиболее эффективные методы производства биомасс. При этом производство и жилье должны быть интегрированы в рукотворную биосферу (никакая гидропоника или чаны с водорослями не смогут полностью заменить деревьев и травы, причем польза от такой интеграции отнюдь не только эстетическая). Вся, без каких-либо исключений, территория ТБС должна быть подконтрольна человеку, и каждый ее квадратный метр должен приносить ему максимальную пользу.

Собственно дикая природа должна быть оставлена для специальных заповедных территорий, не входящих в рамки ТБС и существующих в по-настоящему "диком", естественном виде. Положение о создании в рамках ТБС некоей "человеческой" биосферы может быть не понято представителями различных экологических движений, однако следует напомнить, что при сохранении существующего порядка вещей, при современных методах использования Биосферы ее раньше или позже ожидает полная гибель.

2. Принцип закрытости ТБС.

Он предполагает, что любая единичная часть ТБС (локальная ТБС) способна на автономное и независимое от окружающей среды существование в любом месте, где имеется минимальный набор ресурсов - на Марсе, на Луне, на морском дне, однако прежде всего она все же предназначена для Земли. Принцип закрытости обусловливает территориально-пространственную изолированность ТБС от внешнего мира и ее крайне малую зависимость от него.

Для этого в ТБС все производства должны быть полностью закрыты в технологические цепочки, предполагающие их наиболее возможную совместную безотходность, максимальное извлечение полезных веществ из сырья, наиполнейшее использование веществ сырья, ресурсов и отходов. Все это, естественно, предполагает тщательное планирование производств и технологий.

В настоящее время ресурсы на нашей планете используются бессистемно и варварски. Никакая столь бурно рекламируемая прессой деятельность экологических организаций не в состоянии изменить того факта, что наша цивилизация работает на производство отходов, что особенно заметно на примере мегаполисов, являющихся ее "маяками", т.е. тем будущим, к которому движется все остальное человечество. Существующее положение, несмотря на все более явное сползание в экологическую катастрофу, является необходимым для продолжения существования так называемой "цивилизации потребления". Без отказа от идеологической установки на личное процветание индивида за счет других людей и окружающего мира переход к ТБС невозможен.

3. Принцип эффективного и максимально полного использования человеческих ресурсов.

Он означает отказ от индивидуализма и переход к полному и детальнейшему планированию каждого шага человеческого общества. Т.е. создание ТБС невозможно без создания общества нового типа, где жизни каждого человека будет придана ее истинная ценность и где как можно более полно будут использоваться творческие способности всех и каждого.

Технобиосфера - Пути сбережения ресурсов в ТБС-поселениях

Основа существования человеческого общества - это его работа по переработке различных ресурсов. И что бы ни говорили о некоем "постиндустриальном обществе", в котором "главной ценностью является информация", потребностей человека в пище, питье, жилище и прочих тому подобных никто не отменял. А потому "постиндустриальные" общества при ближайшем рассмотрении оказываются вовсе не столь уж "постиндустриальны" - они всего лишь переложили большую часть своих производственных функций на другие страны. С тем же успехом можно назвать "постиндустриальным обществом" любую призаводскую бухгалтерию.

Древние общества могли усваивать лишь самые простые природные ресурсы самым непосредственным образом - доисторические собиратели искали пищу, используя при этом примитивные орудия труда и несложные технологии работ. Более близкие к современности общества научились создавать из простых природных ресурсов посредством их переработки более сложные.

Таким образом, в истории цивилизации количество нужных ресурсов постоянно увеличивалось в связи с постоянным возникновением новых потребностей. Со временем нужда в новых ресурсах все более возрастала и продолжает возрастать в наше время, вызывая все увеличивающуюся конкуренцию между обществами, количество же свободных ресурсов имеет историческую тенденцию к уменьшению.

В современном обществе доступных ресурсов заметно меньше по сравнению с любыми обществами прошлого.

В наше время перед человечеством стоит выбор между экстенсивным и интенсивным путем развития. Цивилизация благополучно движется по первому пути и никаких признаков желания свернуть с него не обнаруживает. Этот путь гибелен, т.к. ведет к истощению бездарно растрачиваемых ресурсов и к духовной деградации людей. Пойдя по второму пути, человечество должно будет научиться жить в условиях ограниченной ресурсной базы и, более того, оно должно научиться развиваться, извлекая выгоду из всех доступных ресурсов, сумев разработать технологии технологий превращения любых необходимых ресурсов в доступные.

В этом может помочь опыт освоения Внеземелья, где ресурсная база будет в корне отлична от земной. Однако и к освоению Внеземелья следует подходить после определенной подготовки, как практической, так и теоретической. Следует сперва опробовать технологии создания ТБС-поселений в условиях Севера, которые как ни суровы, все же на порядки уступают по сложности условиям других планет.

Впрочем, ресурсные базы этих других планет также сильно отличаются друг от друга - условия на Марсе можно счесть "курортными" по сравнению с условиями всех прочих миров. Однако даже и там ни вода, ни воздух не будут входить в число доступных ресурсов. Что ж, это значит лишь, что их надо научиться создавать с помощью других доступных ресурсов, главным из которых является творческая энергия людей новых обществ.

Собственно, здесь мы имеем "смычку неба и земли" - задача вывода цивилизации на интенсивный путь предполагает "стирание граней", пусть и постепенное, между Землей и космосом. В будущем человек должен будет научиться относиться к космосу, как к Земле, а к Земле как к части космоса.

ТБС-поселения должны суметь выживать и развиваться в любых, сколь угодно сложных и некомфортных, по сравнению с "нормальными" земными, условиях. Они должны уметь извлекать пользу из любых доступных ресурсов и быть самодостаточными.

Могут возразить, что предлагаемый мною для новых обществ принцип самодостаточности это возврат к натуральному хозяйству. Однако принципы ТБС отнюдь не ведут к тому, что между различными ТБС-поселениями не может иметь место разделение труда и производственная специализация.

Принципы ТБС означают в этом случае только то, что все, что может производиться на месте, должно производиться на месте. Затраты энергии, когда любые самые простые ресурсы и продукция несложных производств неоправданным образом перевозятся за тысячи километров, должны быть исключены.

В современном обществе производственная специализация оказалась столь сильно обусловлена "рынком", что со временем была им подменена. Огромные массы ресурсов перемещаются с одного "края земли" на другой не в силу объективной необходимости, а в силу некоей "рыночной конъюнктуры". Однако и конъюнктура эта при ближайшем рассмотрении определяется вовсе не экономическими критериями, а усилиями рекламщиков различных уровней (вплоть до военно-государственного проталкивания торговых интересов), "пробивающих" и "раскручивающих" свою продукцию. В итоге при внешней коммерческой выгоде, при процветании предпринимателей, в реальности, оценивая действия и их результаты не на уровне индивидуальной выгоды, а на более высоком уровне - общественной пользы, обнаруживаем для системы в целом убытки, в деньгах не измеренные и ими не учтенные.

Жизнь людей в ТБС должна быть максимально облегчена путем наибольшей и наилучшей ее организации. К примеру, в современном нашем обществе производится очень много отходов, во многом это происходит за счет сложившейся системы индивидуального потребительства и в корне неправильной организации производства и потребления. Перевоз ресурсов и продукции за тысячи километров при имеющей место с рыночной точки зрения выгоде ведет к:

- большим потерям при хранении и транспортировке (стоит напомнить, что потери при хранении продовольствия составляют 25 %, а всего на пути от производства до потребителя теряется до 50 % пищи. Особенно высоки потери высокоценных богатых белком продуктов питания животного и растительного происхождения: мяса - 37 %, рыбы - 43 %, яиц - 34 %, молока - 20 %, картофеля - 29 %, бобовых - 53 %, пшеницы - 30 %);

- большим затратам труда на погрузку - разгрузку через ряд промежуточных складов и ряд транспортных средств;

- большим затратам ресурсов на тару и упаковку;

- затратам на собственно перевозку.

Всего этого можно избежать при производстве основных видов ресурсов и продукции на месте и при правильной организации хранения и доставки от производств к потребителю.

Как пример можно привести сферу питания. В ТБС могут быть применены следующие меры оптимизации:

1. Применение многоразовой тары взамен одноразовой упаковки.

2. Полное использование всех видов отходов.

3. Изменение организации потребления по сравнению с обычной практикой.

Мир идет к тому, что традиции индивидуального приготовления пищи постепенно уходят в прошлое. Собственно, они появились из патриархального общества, когда большая семья могла себе позволить выделить часть своего общего трудового ресурса на готовку пищи, которую делали из собственноручно произведенных продуктов. Ячейкой современного общества являются небольшие семьи, трудовой ресурс которых гораздо меньше, и в условиях нехватки времени современного городского уклада многие вынужденно практикуют либо потребление полуфабрикатов, либо частичное питание в пунктах общепита (неважно, как они в современном мире именуются, суть этих заведений от этого меняется ненамного). После революции в нашей стране, в период до закостенения общества в его статической форме, имело место движение к "новому быту". Однако оно прошло и лозунги "долой кухонное рабство" стали поводом для веселья на коммунальных кухнях обывательских "вороньих слободок". Идея перехода к столовым меж тем представляется очень дельной. В обществе ТБС-поселений нет смысла устраивать в жилищах индивидуальные кухни, чтобы люди тратили свое воистину драгоценное время на приготовление пищи - более рационально питаться в столовых. И вовсе не тех столовых, которые представляются при этом слове, - с порционной выдачей, неопрятными толстухами на раздаче и руганью на кассе. Это должны быть вполне современные предприятия со шведским столом, с профессиональными поварами (конечно, на начальном этапе это будет обычная экспедиционная практика приготовления пищи по очереди) и т.п.

Такая организация потребления пищи позволяет не только избавиться от "кухонного рабства", сэкономив время людей, но и от издержек системы индивидуального потребления, с его затратой ресурсов на несколькопорционные упаковки и принципиальной невозможностью их полной утилизации. К учреждениям питания можно очень эффективно, по прямому маршруту доставлять произведенные продукты с производств, без хаотической суеты с погрузкой-разгрузкой на множестве промежуточных складов и на различном транспорте. Индивидуальный потребитель в любом случае, как бы с ним ни боролись и как бы его ни воспитывали, не сможет как-либо серьезно участвовать в работе по использованию отходов. Отходы от индивидуального потребителя будут идти все вперемешку и куда попало. Потребитель организованный, такой как учреждение питания, вполне в состоянии сортировать свои отходы, а также отправлять обратно на производства многоразовую тару от их использованной продукции. Свалки больших городов, занимающие многие километры, завалены пакетиками, баночками, кулечками и тому подобным хламом - всего этого можно избежать в ТБС-поселениях.

Другой путь отсечения лишних затрат энергии и ресурсов - это избавление от балласта производств, порожденных потаканию различным бесполезным или даже вредным человеческим привычкам. К примеру, такие отрасли производства, как алкогольная (за исключением получения необходимых в качестве растворителя или топлива количеств спирта) и табачная, могут быть вполне безболезненно оставлены за бортом нового общества.

Главным принципом ТБС является эффективность. Эффективность использования ресурсов. Эффективность использования пространств. Эффективность организации общества.

Новое общество должно быть ориентировано на раскрытие творческих способностей каждого человека, на прогресс, на научное развитие, на распространение по Солнечной Системе. Для нового общества принципиально не будет разницы между Землей и космосом, между жизнью и наукой, которая в современном обществе считается "отвлеченной" от проблем людей.

Технобиосфера - Возможности использования для нового общества пространств, неподконтрольны

Итак, я попытался ввести понятие "Технобиосфера", подразумевающее некий новый подход к пути развития человеческого общества. Этот новый подход позволяет строить для человека жизненные пространства на любом, едва ли не сколь угодно скудном ресурсами месте. В том описании Технобиосферных пространств (ТБС-пространств) было сказано о необходимости их применения при колонизации новых миров космоса и о возможности и желательности грядущего строительства таковых пространств на нашей планете. Мои мысли о ТБС выглядит неким философским размышлением о неких далеких временах и событиях, имеющих очень малое касательство к делам современности и повседневным нуждам и чаяниям народных масс. Однако так ли это? Столь ли далека ТБС, столь ли ненужна сейчас, столь ли неприменима?

Полагаю, что нет: ТБС-пространства - вовсе не плод досужих рассуждений и бесполезных философствований, - во всяком случае, очень хотелось бы надеяться на воплощение этой, никем пока не замеченной и не оцененной идеи в жизнь. Чем же может пригодиться идея ТБС сейчас?

Было бы замечательно осуществить колонизацию Марса, учитывая необходимость этого шага для продолжения развития нашей цивилизации, для продолжения существования человека как биологического вида. Однако же понятно то, что для существующих общественных структур задача освоения других миров не является существенно важной и не может, по видимости, стать таковой в принципе - для этого на данный момент нет (и в исторически обозримое время не предвидится появления) никаких соответствующих экономических и политических предпосылок. Понятно и то, что, находясь в границах и сферах влияния теперешних общественных структур, нельзя рассчитывать на нормальную деятельность по освоению космического пространства. Задачи организации, берущей на себя функции освоения космоса и защиты цивилизации от деградации, слишком уж идут вразрез со всеми принятыми обществом порядками и понятиями. Рассчитывать на особую помощь и поддержку от каких-либо общественных структур, полагаю, не приходится.

Каков же выход из данного тупика?

Я полагаю - в выходе из теперешних общественных структур и создании собственной, не зависящей от них структуры, с собственной мощной экономической и технической базой, имеющей дальней целью именно освоение других миров, а ближней - создание нового общества на нашей планете. Каким образом такое возможно?

Мы можем взять то, что "невыгодно" другим и не нужно современному обществу. Арктика, Север - места, которые могут стать ступенькой в небо, позволят людям достичь новой степени независимости от природы.

Однако вполне возможно, что раньше или позже новое общество может встретить сопротивление со стороны цивилизации рыночной демократии (или демократического рынка, как угодно). Поэтому нужно избегать какой-либо конфронтации с ней, как можно более полно используя недостатки противника и его слабые места. А их у него достаточно.

Возможно, что со временем придется использовать и столь экзотические способы ухода от контроля структур современной цивилизации, как создание ТБС-пространств в просторах мирового океана, не являющегося, как известно, собственностью какого-либо государства.

Это могут быть, к примеру, искусственные острова, построенные на относительно неглубоких местах океана, подобно современным платформам нефтяного бурения, или большие корабли, или и вовсе подводные поселения, где, используя принципы ТБС, создаются пространства для жизни и труда множества людей из тех, что пожелают принять участие в Проекте. Часть энергии этих людей уйдет на создание нормальных жизненных условий, но при этом на созданных ТБС-пространствах эффективность человеческой деятельности будет заведомо гораздо выше, чем в современных общественных структурах. За счет этой большей эффективности новосозданные независимые территории смогут не только постоянно расширяться и увеличивать свою экономическую и техническую мощь, но и направить по достижении определенного уровня своего развития значительные усилия на освоение космоса. Конечно, это произойдет не сразу и пройдет немало лет, прежде чем ТБС-пространства "встанут на ноги", став самостоятельными, и смогут заняться чем-то помимо собственного выживания. Однако же они имеют перед любыми современными общественными структурами то преимущество, что самим своим существованием будут двигать вперед науку, вырабатывая технологии, которые впоследствии смогут быть пригодны при проектировании внеземных поселений и колоний.

При этом следует отметить, что создаваемые ТБС-пространства, конечно же, будут во многом своего рода "учебными", не являясь столь замкнутыми сами на себе и закрытыми от контактов с внешним миром, как это будет в случае поселений и колоний Внеземелья. Однако это тем и хорошо, ведь несомненно лучше начинать движение от более простого к более сложному, и то, что океанские ТБС-пространства смогут опираться на большую ресурсную базу океана и контактировать с внешним миром - лишь преимущества, которые можно и нужно использовать для повышения эффективности создаваемых океанских миров в их движении к главной цели - освоению космоса.

Высказанные здесь идеи могут быть сочтены утопией, но данная утопия не требует для своего осуществления "расчистки места" для "нового мира" и разрушения или даже просто "замены" "старого". "Старый мир" остается благополучно существовать, не пересекаясь с "новым", и "новый мир" не претендует ни на его территории, ни на ресурсные базы. Задача добычи необходимых ресурсов из океана хоть и сложна, но является гораздо более простой, чем добыча тех же жизненных ресурсов на других планетах, и ее решение явится в любом случае крайне важным предварительным шагом.

Итак, я полагаю, что, используя принципы ТБС, возможно создание некоего "параллельного мира", независимого от современных общественных структур, от политической конъюнктуры и экономических потрясений нашей современной цивилизации, изначально нацеленного на решение задачи освоения новых жизненных пространств. При этом не только отдельные люди могут быть заинтересованы в создании нового внегосударственного высокотехнологичного мира, но и, к примеру, многие научно-производственные организации, не имеющие при современных условиях возможностей для эффективной деятельности. Сотрудничество с такими организациями в любом случае совершенно необходимо.

Поверхность нашей планеты по большей своей части, как известно, покрыта водой, и эти океанские территории являются своеобразной Терра Инкогнита, подобной другой планете, с условиями, совершенно отличными от материковых. Можно сказать, что прямо на нашей Земле существует своеобразная "другая планета" - планета Океан, дикая, богатая ресурсами и совершенно неосвоенная человеком. Попытки нашей современной цивилизации влезть в этот мир способны привести к полной экологической гибели всей планеты, но, если подойти к задаче освоения Океана с применением принципов ТБС, ничего подобного не произойдет. И тогда Океан сможет принять огромные количества людей из тех, что устали от глупостей современной цивилизации, тех, что готовы приложить свои силы к строительству новых, более справедливых, лучших миров.

Однако уход в океаны это крайняя мера и, даже если к ней придется прибегнуть, желательно иметь часть ТБС-поселений и на материке.

К примеру, ТБС-поселения вполне могли бы существовать на Севере, не привлекая к себе нежелательного внимания со стороны различных государственных структур, представляя собой видимость безобидных фермерских хозяйств, производящих сельскохозяйственную продукцию в своих парниках (неважно при этом, что вместо парников используется собственно ТБС-пространство), или закрытых школ, или тому подобных структур.