www.ASTROLAB.ru


ASTROLAB.ruСтатьиТеорема неабсолютных копий [Часть 2]
ГлоссарийФото космосаИнтернет магазинКосмос видео



Теорема неабсолютных копий [Часть 2]
Версия для печати

Часть 3.

Возникновение сознания. Рефлекс рефлексов.

Нет ничего ценнее во Вселенной, чем мысли и чувства. (Кир Булычев)

В прошлой части мы определили, что материя развивается, материя эволюционирует и усложняется. Мы также выделили, что информация, закодированная особым способом, является спутником процесса усложнения и также выяснили, какую роль играют рефлексы в эволюционном процессе. Теперь мы подошли к самому интересному явлению материального мира, это явление мы называем сознанием.

На определенном этапе развития рефлекторной информации и при достаточном усложнении организма, возникающие рефлексы не могут однозначно детерминировать реакцию, направленную на выживание организма. В ряде процессов при определенной реакции не может быть точно сформулирован ответ всех систем организма на раздражение и рефлекторный жест, а при огромном количестве рефлексов, многозначных ответов и взаимосвязей между ними естественным эволюционным шагом является появление осознания организмом самого себя. Возникает сознание, возникает как защитная реакция организма на свою сложность. Сознание - рефлекс особого рода, рефлекс рефлексов. Организмы, которые достигли определенной критической массы рефлексов и не сделали очередного шага вперед в сторону сознания либо погибли от "своей сложности" либо деградировали. Это нормальный путь эволюции.

По современным представлениям за высшую рефлекторную и сознательную деятельность отвечает один орган - мозг, таким образом можно сказать, что сознание - это функция мозга, функция организма, функция материи. Сознание нематериально, было бы крайне необоснованно искать какие бы то ни было флюиды сознания. Главной чертой сознания является осознание организмом самого себя, знание о границе между собой и не собой, ощущение своих органов и своих мыслей. Сознание само ставит цель для себя и обеспечивает ее воплощение. Как показывают опытные данные, сознание - это информационная система, основой сознания является взаимодействие нескольких видов информации. При потере части информации (например при перенесенной клинической смерти или длительной коме, амнезии) сознание может деформироваться. Иногда, сознание деформируется настолько, что отождествить индивид до деформации и после практически невозможно. Человеческий организм, является цельной конструкцией и очень часто деформация сознания приводит к физическим изменениям в облике человека.

Производной сознания является разум, в процессе эволюции материя сначала осознает себя и лишь после начинает мыслить, вероятно необходимой опорой мышления является наличие грани между собой и не собой, наличие органов получения информации (органов чувств), а также необходимость в борьбе за выживание. Очень сложный вопрос в наших рассуждениях относится к мыслящим машинам, а именно - может ли объект не обладающий сознанием мыслить? Сейчас мы знаем, что в процессе эволюции сначала возникает сознание, а уже после мышление. Можем ли мы искусственно создать мыслящий не осознающий себя объект? В части 8 мы подробно остановимся на этом вопросе, но здесь мы лишь предложим одно из определений мышления: мышление - процесс обработки информации, при котором возникает новая информация, информация, которой не обладали создатели объекта. Таким образом мыслящим может быть признан объект, способный создавать информацию, которой не обладают его создатели, причем задачи решаемые объектом не должны быть дискретными, новая информация должна относится не к счетным задачам под шаблон, а к методам и самим шаблонам!

Но вернемся к свойствам сознания. Во - первых, сознание присуще не только человеку, но и другим животным, вероятно, сознание животных не является цельным, оно размыто. На эти выводы наводят исследования сознания у первобытных людей. Так очень часто наблюдалось возвращение перволюдей из состояния сознания на уровень рефлексов, что у современного человека проявлялось бы как сумасшествие. Сознание перволюдей было неустойчивым, одновременно существовали в одном сообществе организмы действующие на уровне рефлексов и на уровне сознания. Во - вторых, все, что мы изложили выше касается только внешних проявлений сознания, или абстрактного сознания. До сих пор мы ничего не сказали о конкретном сознании конкретного организма. В отличии от абстрактного сознания о конкретном сознании мы практически ничего не знаем, вероятно потому, что у каждого из нас только один пример конкретного сознания. Назовем конкретное сознание, которое как бы направлено внутрь организма - осознанием (абстрактное сознание проявляет себя внешне). Осознание - понятие феноменологическое и недостаточно сказать, что именно потому, что у меня есть сознание я осознаю себя и окружающий мир, а если бы не было моего сознания, то не было бы ничего и другие бы раскрывали тайну сознания без меня. Для того, чтобы понять проблему мы попытались правильно сформулировать вопрос - а именно, почему я существую и осознаю себя именно как я? Некоторые комментарии к поставленному выше вопросу:

1. От рождения до смерти организм ощущает свое существование, хотя безусловно сознание изменяется. Несмотря на то, что сознание проходит эволюцию, происходит накопление информации, смена приоритетов, изменяются все параметры организма, тем не менее организм на протяжении всей жизни ощущает себя именно собой.

2. Сознание может отсутствовать на некоторое время (сон, гипноз, обморок и т. д.), но оно возвращается и организм вновь становится собой.

3. Можно потерять руки, ноги, печень, получить искусственные почки, желудок, сердце, донорскую кровь, лишиться полушарий мозга, глаз, ушей, но несмотря на все это организм все равно будет ощущать себя собой. Конечно, определить тождественность сознания в нашем исследовании - это одна из самых сложных проблем, никаких подходов к решению этой проблемы пока нет! На практике тождественность сознания определяют выявляя в памяти человека определенную информацию, которой человек мог обладать только лишь будучи собой. Иногда этот метод может не дать результата, так как для отождествления "тайной" информацией должны обладать как минимум два человека, а значит существует возможность утечки информации. Кроме того, имеются факты, указывающие на существование феномена ясновидения, который предполагает обладание "тайной" информацией человеком, который никаким из известных способов ею овладеть не мог! С другой стороны на пути решения проблемы тождественности сознания по нашему мнению есть только один инструмент - это информация. Можно предложить метод обращения к сознанию испытуемого с целью получения ответов на вопросы на которые нет рационального ответа. Анализируя ответы испытуемого и обрабатывая информацию определенным образом можно составить карту сознания. Через время можно подвергнуть испытуемого данной проверке вновь и вновь составить карту сознания. Сверяя карты можно установить их происхождение из одного источника.

Подытожив все сказанное в п.З следует отметить, что осознание не имеет строгой локализации, источником осознания является весь организм. Так эксперименты с казненными показывают, что расчленение организма не отключает сознание мгновенно, мозг как головной, так и спинной и нервная система еще продолжают жить некоторый период времени от 3 минут до нескольких часов.

Проведем один мысленный эксперимент с конкретным сознанием. Допустим нам удалось создать абсолютную копию данного нам для эксперимента мыслящего существа. Причем эта копия не только повторяет генетический код, но и каждый атом связан с другими атомами именно в той последовательности как и в оригинале, более того, все изотопы как в оригинале так и в копии идентичны. Идентичны не только состав всех клеток, но и их расположение, связи и т.д. Всегда можно предположить, что копии идентичны. В задаче спрашивается будут ли идентичны конкретные сознания каждой копии, или проще - будет ли у обоих существ одна душа на двоих. Остановимся на том, что в данной постановке вопроса нет противоречия - человеческая логика (а она тоже является предметом эволюции, и поэтому объективна) позволяет предположить, что один и тот же организм может иметь одновременно два тела (состоять из двух частей). Это может проявляться к примеру следующим образом - организм может чувствовать себя одновременно сидящим на стуле в доме...и гуляющим на лугу, причем перед ним могут одновременно разворачиваться две "картинки". Нечто подобное вероятно происходит у людей с рассеченным мозолистым телом. Думаю является правильным предположить, что обе копии будут иметь одинаковое внешнее (абстрактное) сознание, это будет проявляться в идентичных реакциях на одинаковые обстоятельства, вероятно такой же одинаковой будет и память обоих субъектов, но нас интересует нечто иное. Положительным ответом в нашей теореме будет лишь тот, при котором один организм будет иногда чувствовать себя другим организмом и мгновенно переноситься из одних обстоятельств в другие. Этот эффект вероятно покажется фантастическим, но следует учесть, что даже в данном случае, материальные объекты не обязаны переноситься со скоростью выше световой, они не обязаны переноситься вообще - переносится лишь информация! Вероятно, должен наблюдаться в нашем эксперименте следующий эффект - при физической гибели одного из субъектов... с другим ничего не происходит - он просто теряет контакт.

Теперь вернемся немного назад - вспомним о возможных моделях строения Вселенной. Мы еще не знаем будет ли копия оригиналом, но мы можем кое - что предположить.

Опять воспользуемся логикой и сформулируем следующее: во Вселенных, в которых физические процессы постоянны и основой которых является один комплект фундаментальных частиц тождественные системы должны быть тождественны по всем признакам! Это значит, что для указанных Вселенных конкретные сознания будут идентичны, то есть равны. Вселенная в лице конкретного сознания будет ощущать себя так же в случаях с обеими копиями. Таковы выводы человеческой логики!

Имеем ли мы сейчас подтверждения описанного в двух предыдущих абзацах? Множество необъяснимых явлений может быть сведено к вышеприведенной теореме, назовем ее "теоремой абсолютных копий". Следует упомянуть о том, что конкретное сознание не изменяется на протяжении всей жизни, хотя уже через каждые 7 лет в организме человека не остается ни одной старой клетки, через каждые семь лет следует констатировать, что организм не содержит уже тех клеток, атомов, молекул, которые содержал 7 лет назад. Это значит, что для воспроизведения феномена "абсолютных копий" нет необходимости "абсолютного копирования", необходимо лишь повторить фрагмент, который является ответственным за тождественность конкретного сознания и который является неизменным на протяжении всей жизни организма. Предположим, что этот фрагмент ДНК или ее участок. (Хотя вполне вероятно, что науке еще неизвестны некоторые процессы материального мира, необходимые в реализации нашего мысленного эксперимента, а именно есть гипотезы, например, "торсионные поля", о которых мы еще ничего не знаем. Но сути наших рассуждений это не меняет.) Тогда ответ на многие необъяснимые явления становится очевидным - некоторые индивиды, обладают информацией, которой не могли бы обладать, благодаря тому, что являются "абсолютными копиями" по отношению к "информированным коллегам, другим живым организмам, а родственная связь - это всего лишь идентичность фрагментов ДНК, ответственных за конкретное сознание. Назовем это "феноменом неабсолютных копий". Это всего лишь гипотеза, можно оспаривать наличие самого конкретного сознания, можно абстрагироваться от ДНК, но еще раз повторю, что вся цепочка рассуждений срабатывает только для Вселенных со строго заданными параметрами. Для Вселенных, в которых физические процессы нетождественны по всему объему "теорема абсолютных копий" не работает, также как не невозможно ее следствие - "феномен неабсолютных копий" для Вселенных физические процессы, в которых не являются постоянными.

Для бесконечной вечной Вселенной, в которой все пространственно - временные точки равноправны нет никаких ограничений по существованию множества "неабсолютных копий", которые разнесены в пространстве и во времени. Более того их бесконечное количество. Именно вышеприведенная формула и являет собой структуру Вселенной и структуру сознания, взаимосвязанных явлений и их взаимных влияний. Именно эта формула позволяет объяснять многие свойства разума и высшей нервной деятельности.



рис. 1. Субъект, как совокупность воплощений

Часть 4.

Код организма. Осознание себя как феномен

Gens una sumus! (лат. Мы все - одна семья!)

Если Вы не любитель эзотерической литературы и научной фантастики, то эту часть наших рассуждений можете пропустить. В ней речь пойдет об информации во Вселенной и о взаимодействии сознания и материи, и о вещах, о которых вероятно еще не было сказано ни слова, хотя именно этот вопрос интересует человечество с самого его появления на Земле.

Классическая кибернетика Норберта Винера в достаточной степени описывает информацию как явление, в достаточной для его прикладного использования. Само наличие информации предполагает (в классической интерпретации) наличие двух субъектов - передатчика и приемника, материального объекта - носителя информационного сообщения (дискета, книга, радиоэфир), а также кода, известного как передатчику, так и приемнику. Все приведенные условия делают информацию относительным явлением, так если нет приемника, или нет на чем напечатать эту мою работу, или если читающий ее не знает русского языка, то информация, изложенная мной равна нулю.

Читатель уже догадался, что я буду утверждать иное. Существует информация, которую иначе как абсолютной не назовешь. Фундаментальные законы физики, математика, логика абсолютны во всей Вселенной. Учебник химии, изложенный определенным образом, может быть понят любым разумным существом во Вселенной. Более того, существуют процессы для которых нет необходимости как в передатчике так и в приемнике - это процессы зарождения жизни и формирования разума. Вселенная общается сама с собой посредством химических структур ДНК, именно так она дает сама себе задание по формированию рефлексов организма от рождения до смерти. Можно не согласиться с тем, что нет ни передатчика ни приемника - отец, мол передатчик, сын - приемник. Но в данном случае выясняется, что оба действуют не зная кода и не зная самого информационного сообщения, оба всего лишь материал. Природа действительно общается сама с собой. Можно возразить, что эта какая - то особая информация, без которой Вселенная никак не может обойтись. Отнюдь, генетическая информация по всей видимости включает все, в том числе и генетические болезни, информацию тупиковых видов, явные дефекты организмов. Зачем Вселенной информация о генетических болезнях?

Попробуем оставаться в рамках классической кибернетики, а именно поищем передатчик, осуществляющий кодирование жизни при помощи ДНК. Этот субъект должен обладать кроме знания кода еще и некоторыми иными параметрами, быть материальным, значит наш вопрос о происхождении жизни никак не решен - он лишь переносится туда, ближе к источнику ДНК, ближе к передатчику.

В настоящий момент мы располагаем несколькими возможными "ветвями развития генетической информации". Различия в генетическом коде животных, растений и насекомых не имеют видимых точек соприкосновения. По всей видимости, если принять как гипотезу неземное возникновение жизни, жизнь была занесена на Землю из нескольких источников, и она (жизнь) тоже достаточно обыденное явление во Вселенной. Мы же знаем, что все, чем отличается жизнь от неживой материи - это информация.

Заметим также, что информация является единственным негэнтропийным фактором в природе. Выгорают звезды, распадаюся нейтроны (а возможно и протоны), остывают галактики - энтропия нарастает. Но параллельно с этим происходят процессы развития жизни, накопления информации, энтропия снижается. Наряду с тем, как информация (нами измеряемая в битах) является единственным негэнтропийным фактором, единственным энтропийным фактором является время. Пока нет никаких оснований предполагать, что время и пространство - суть одного явления. Они неразрывны, комплиментарны, неразделимы, но невзаимозаменяемы и неинвариантны. Стрела Минковского имеет одно весьма интересное проявление в законах термодинамики, а они инвариантны относительно пространственных координат, но не относительно времени.

Как часто бывает в философских изыскания, мы выделили интересную пару противоположностей - информацию и время. Приоткроем тайну борьбы и единства этих двух явлений.

Все процессы в природе происходят во времени, только обладая определенной информацией о процессе можно говорить о его длительности. Только живая, сознательная материя может ощущать и производить подсчет времени. И только процессы происходящие во времени могут влиять на живую материю.

Мы знаем, что предоставленная самой себе система из костной материи стремится к состоянию все большего хаоса. Напротив живая, разумная материя самоорганизуется.

Энтропию мы трактуем как логарифм вероятности состояния системы, тогда как наблюдаемая нами информация нарастает как экспонента.



рис. 2. Процессы развития энергетических и информационных технологий напоминают экспоненты.

Проведем еще один воображаемый эксперимент. Предположим, что у нас имеется колба с газом, и мы можем выразить состояние этой системы определенным численным значением энтропии. Мы же можем описать эту систему определенным количеством информации. Построим еще несколько таких же колб, например десяток, теперь наша система будет состоять из 11 колб с газом. Несмотря на увеличение всех параметров системы (массы, энергии, объема и др.) энтропия уменьшится, а информация если и возрастет, то не более чем на несколько бит. Конечно, читатель заметил, что имеется неявное противоречие в том, какую информацию мы имеем ввиду, описывая нашу систему. А именно, если мы пользуемся обычной термодинамикой (относительная информация), то мы описываем одну колбу с газом и предполагаем, что остальные ТАКИЕ ЖЕ. Но есть и другая возможность описания системы - это описание каждого атома, каждой фундаментальной прачастицы, в данном случае мы получаем исчерпывающую абсолютную информацию, и в данном случае информация (число бит), возрастает во много раз.

Проведем такой же эксперимент с информацией. Допустим, я напечатаю эту работу и запишу ее на дискету, возникнет похожая система из предыдущего эксперимента. При тиражировании дискеты мы можем констатировать уменьшении энтропии, а с информацией дело обстоит гораздо сложнее. Так значение имеет, то как правильно будет воспринята информация приемниками. Если информация будет передана с "ошибками", или воспринята неверно, или на базе моей информации приемники создадут искаженные интерпретации, то очевидно, что информация уменьшится. Обычно так и происходит. Но гораздо более важно это то, что несет в себе дискета. Так если моя работа неверна, то ее тиражирование приведет к тому, что приемники создадут (а ведь точно создадут, если тираж копий будет большим) свои собственные продолжения моей теории. В этом случае наука пойдет по неверному пути, будут потрачены ресурсы на борьбу с неверным учением, пройдет время, словом, хаос возрастет. Представьте к примеру, что формула Е=mс"2 - неверна (мы вовсе это не утверждаем), это - двести лет тупика, бесплодных поисков и хаоса для человечества. А ведь первичной информации не более байта, тираж формулы - миллиард копий.

Приведем еще такую ситуацию, жена зовет мужа к обеду и для этого информирует его по пейджерной связи: "Вася, борщ готов!". Вне зависимости от того сколько раз она передаст это сообщение и сколько еще будет приемников этой информации, объем информации не увеличится. Из приведенного выше можно сделать два вывода: - существует абсолютная информация, которая универсальна во всей Вселенной,

- информация может быть выражена как положительным, так и отрицательным числом, иногда отрицательную информацию мы называет дезинформацией,

- информация предполагает Субъекта,
- материя и информация части единого явления,
- информация является единственным негэнтропийным фактором во Вселенной,
- время - единственный энтропийный фактор. Много вопросов возникает, когда мы говорим о времени. У читателя даже возможно сложилось впечатление, что мы рассматривает время как свойство или явление, присущее материи (и информации), но это не так. Для некоторых описанных нами Вселенных (возможно и для нашей), мы можем выделить лишь две формообразующие сущности - энергию и информацию, тесно зависящие одна от другой, которые взаимодействую под влиянием пока неведомого нам механизма. Время - лишь "побочный продукт" этого взаимодействия, его следствие, а не причина.

Теперь немного откровений: для некоторых дискретных вселенных мы можем предположить тот механизм, который заставляет Вселенную двигаться.

Допустим мы имеем абсолютную пустоту - стройную правильную равновесную Вселенную, которая не движется, находится в состоянии покоя. Все прачастицы такой Вселенной "расположены" идеально, отсутствует и информация, т.к. нет никакой необходимости в информации. Вселенная напоминает сложенный кубик Рубика или "игру в 15".

Но допустим в результате какой - то флуктуации "возникает" 1 бит информации, в нашей модели кубика Рубика появляется один дефектный фрагмент - кубичек неправильного цвета, в "игре в 15" две плашки меняются местами. Модель становится "неправильной", несложенной, равновесие нарушается. Из - за 1 - го бита информации и одной прачастицы, расположенной неправильно разворачивается целая Вселенная, так в кубике Рубика нужно начать такие движения, что уже ни один из элементов не занимает своего "нормального", первоначального положения. Если в первоначальном положении и энергия и информация были равны 0,а энтропия была одновременно и нулевой и 6есконечно6ольшой(неопределенность от Е/I), то теперь стройный покой распадается на элементы, каждый из которых является носителем разных количеств фундаментальных параметров - энергии, информации, и энтропии как функции одного и другого. Цель движения вселенной - вновь прийти к первоначальному положению покоя, но как в "игре 15" для этого нужно сделать очень много правильных перемещений, Вселенная же больше "игры" и перемещения делаются вслепую - именно поэтому из состояния покоя (вакуума) возникает такое грандиозное, сложное и долгоживущее явление как Вселенная.

Часть 5.

Аспекты бессмертия.

Помни о смерти.

Наконец мы подошли к центральной части нашего исследования, к части, которая откроет некоторые грани явления, которое сознанию известно как смерть. Для начала попробуем сформулировать само понятие смерти, в обыденном понимании это переход из состояния живой природы в состояние косной природы. Но для нас этого недостаточно и вот почему такое определение ничего не говорит о моменте смерти, о той самой грани между живой и неживой природой, которая может быть зафиксирована временем. Смерть - это качественный переход, но мы не можем с уверенностью утверждать необратимость перехода, в любой из последующих моментов времени организм еще способен прийти в состояние жизни (на Западе существуют фирмы, замораживающие состоятельных покойников с целью их воскрешения при помощи будущих технологий), вновь овладеть СВОИМ сознанием и продолжить жизнь. Кроме того даже труп не имеет достаточных оснований называться мертвой материей и по известным причинам должен быть признан переходной стадией. Смерть - достаточно обыденное явление, но до сих пор так и не существует достаточно четкого определения этого процесса. Безусловно, это явление приводит к изменениям в системе энергии и информации, и энтропии как их следствия. Если учесть тот факт, что на протяжении всей жизни энтропия организма уменьшается, то с моментом смерти энтропия начинает возрастать. Приняв за основу именно энтропийную версию определения смерти, следует признать, что вернувшиеся с амнезией пациенты после клинической смерти должны быть признаны мертвыми, ибо потеря части информации приводит (согласно предыдущим рассуждениям) к увеличению энтропии. Таким образом сам перегиб кривой энтропии по времени не может быть признан моментом смерти. Согласно нашим представлениям смерть характеризуется не производной энтропии, а самим значением энтропии. В этом случае нам следовало бы выделить три порога энтропии: значения энтропии для неживой природы, интервал чисел для живой природы и порог значений сознательной природы. Рассматривая процесс смерти для сознательной материи и сравнивая его с таким же процессом просто живой материи мы увидим, что у сознательного организма сначала умирает сознание и лишь потом тело (это очевидно).

Рассматривая смерть с другой позиции мы увидим, что это явление является приспособленческим рефлексом вселенной. Этот рефлекс позволяет материи прогрессировать и сохраняться в борьбе за существование. Организмы, которые не умеют (не умели) умирать, погибли в борьбе за существование. Этот парадокс требует дополнительно разъяснения: так для бессмертных организмов есть только две возможности - заполнить всю вселенную своими телами (израсходовать все ресурсы вселенной) либо вымереть. Так как ресурсы вселенной ограничены плотностью материи и условия различны настолько, что возникновение универсального существа маловероятно, то прекратившее умирать существо должно быть уничтожено либо своими более продвинутыми потомками, борющимися за ресурсы, либо более удачливыми смертными прогрессирующими конкурентами. В противном случае универсальное существо заполняет всю вселенную, которая перестает быть наблюдаемой другими существами. Даже мыслящее бессмертное существо укладывается в эту формулу - оно прекращает прогрессировать. Таким образом, резюмирую - бессмертные формы материи являются неустойчивыми!

Опыты Моуди и других исследователей, изучавших состояния пациентов, перенесших клиническую смерть, наталкивают на мысль о том, что после смерти организма остается еще нечто, что продолжает жить. Однако наш анализ, описанных исследователями явлений, предполагает их естественное объяснение. Так приятное состояние при умирании следует объяснять особым рефлексом, делающим смерть приятным явлением. Трудно предположить, что в сообществе, где совместно сосуществует множество особей, каждое умирание отдельной особи вызывает шок как у самой особи, так и у всего сообщество. Христианская доктрина именно и представляет умирание как шок, и обставляет его соответствующим образом, чем идет против законов эволюции и наносит ущерб оставшимся жить существам (более верной нам представляется позиция восточных идеалистических школ, относящихся к обряду погребения иначе). Приспособительная реакция на умирание должна отличаться выделением наркоподобных веществ организмом для снижения стресса, состав этих веществ сходен у всех людей, что и приводит к сходным психо - физиологическим состояниям. Агонизирующее сознание в сходных состояниях нехватки кислорода и отмирания пластов нервных клеток приводит к сходным реакциям организма. Видение своего тела со стороны тоже не кажется сверхъестественным фактом, если признать возможность голографической концепции памяти, то образы в сознании умирающего вполне реальны если учесть, что в текущий момент это (манипуляции с телом) является главным ощущение умирающего. Таким образом, нам следует признать, что после умирания не остается НИЧЕГО... кроме информации. Об этой информации далее и пойдет речь.

Все предыдущие рассуждения иногда перемежались оговоркой - "для некоторых видов вселенных". Попробуем расшифровать, что мы имеем ввиду. Так для вселенных, в которых физические процессы нетождественны по всему объему, или прачастицами является бесконечный ряд частиц следует констатировать отсутствие возможностей для повторения как физических, биологических так и психических процессов. Для данных вселенных смерть вероятно является окончательным пунктом существования организма. Мы же можем рассуждать о вселенных, в которых процессы тождественны и прачастиц - один конечный ряд, такие вселенные могут быть конечными и бесконечными. В конечных вселенных после смерти организма возможен феномен неабсолютных копий, то есть реинкарнация организма через время. Ситуация сходна с той, что возникает если прервать шахматную партию, смешать фигуры, сложить их в коробку, но когда вновь расставить прерванную позицию, она начинает "дышать" теми же идеями, планами и комбинациями как и при прерывании партии. И неважно, что фигуры могут быть не деревянные, а пластмассовые (роль фигур мы конечно же отводим прачастицам). Если вселенная мала, то соответственно организм реинкарнирует реже. Интересным вопросом является проблема сохранения памяти о предыдущей жизни, на первый взгляд для конечных вселенных было бы очевидна полная потеря памяти о предыдущей жизни, но это не вполне верно - даже не привлекая возможность существования неизвестных науке полей следует признать силу разума для восстановления информации.

В бесконечных вселенных все иначе - там субъект не исчезает вообще, если одно из воплощений умирает - иные (и их бесконечное количество) остаются. Субъект в такой вселенной есть и приемник и передатчик, находящийся на связи со своими "копиями" (для конечных вселенных эффект тот же, только копий конечное количество).

Таким образом именно информация о расположении прачастиц является основой реинкарнации организма, эта информация является абсолютной и не может быть уничтожена ибо она как и в случае с ДНК самодостаточна, расстановка атомов возникает спонтанно (или искусственно если наука до этого дорастет).

Напоследок приведу лишь факты, которые нами приняты во внимание при формировании настоящей концепции:

- протоколы болгарской целительницы Ванги, дающие основания для изучения явления ясновидения (так материальным объектом между пациентом и Вангой был как правило кристаллик сахара),
- известно, что для массы тела в 50 - 90 кг продолжительность жизни животного должна быть не более 30 лет, но человек живет в несколько раз дольше,
- еще дольше обычных людей живут ученые, не смотря на гораздо большие моральные и умственные нагрузки на протяжении всей жизни,
- опыты с рассечением мозолистого тела, показывают возможность автономности обеих личностей в одном организме,
- описание поведения детей - близнецов, отождествляющих себя со своми братьями,
- свойство генетических больных жить меньше обычных людей,
- протоколы сбывшихся сновидений как подтверждение спонтанных контактов с неабсолютными копиями.