www.ASTROLAB.ru

ASTROLAB.ruМетеоритыЭлектрофонные болиды ( Часть 2 )
ГлоссарийФото космосаИнтернет магазинКосмос видео



Электрофонные болиды ( Часть 2 )
Версия для печати

Еще в 1951 г. советский наблюдатель метеоров И. С. Астапович, составивший первый каталог электрофонных болидов, специально отметил несколько случаев изменения характера звука при полете: переход свиста (в начале) в шипение (к концу), повышение высоты тона (к концу). Число подобных случаев невелико.

Статистическое изучение болидов показывает, что имеется корреляция между звуком и такими явлениями, как вспышки, искрообразование, появление следа и т. п. Весьма показательно в этом отношении следующее наблюдение:

26 марта 1936 г., 21:15. Видимый во многих населенных пунктах Красноярского края, яркий оранжевый болид с хвостом летел под углом 25-30° к горизонту. По сообщению В. К. Добрынина, полет сопровождался сильным освещением местности и шумом. За хвостом - коричневый дым. Спустя 2-2,5 мин послышался сильный удар с раскатом. Как свидетельствуют другие очевидцы, огненный шар разорвался в воздухе, и этот разрыв сопровождался звуками выстрелов [2, 5].

Звук в момент дробления болида отмечается сравнительно часто. Другое любопытное явление: "звучание" хвоста при изменении его длины ("раздался треск и хвост вытянулся").

Имеются также три сообщения о возникновении звука, когда болид сближался с каким-либо объектом: с деревьями, горой и тучами. Сбор таких сообщений следует продолжить, пока их слишком мало.

Аномальные звуки болидов могут быть услышаны по радиоприемнику, правда не в таком большом разнообразии как при восприятии их непосредственно ухом. Характер радиозвука - это свист или помехи типа треска.

26 декабря 1933 г., 17:30. Болид шарообразной формы с коротким хвостом вначале имел белый цвет, перешедший затем в сине-зеленый, голубой и красный перед погасанием. Погас, распавшись на две группы. В поселке Первомайский Владимирской области В. И. Пурин вместе с И. Г. Гуриным слушали радио, но когда комнату осветило, то передачу прервало и из динамика послышались треск и удары. Другой очевидец, Н. Ф. Морозов, также отметил, что одновременно с появлением болида по радиоприемнику раздался треск [2].

Электрическое воздействие болидов не ограничивается радиопомехами. Широко известен, например, случай сильного электрического воздействия на человека при падении Сихотэ-Алинского метеорита. 12 февраля 1947 г. электрик, чинивший отключенные провода на телефонном столбе, который находился в 15 км от места падения, во время вспышки болида получил мощный удар от электрического разряда, к счастью, оказавшийся несмертельным [3]. А сравнительно недавно, 26 февраля 1984 г., при полете Чулымского болида над территорией Западной Сибири в некоторых пунктах перегорели лампочки, наблюдались помехи на экранах телевизоров, вышли из строя фотоэлементы ламп дневного света [1].

По свидетельству очевидцев полет болидов в редких случаях сопровождается теплом и запахами.

1 октября 1917 г. 22:30. "Слепящий" болид пролетел над многими населенными пунктами штата Техас (США). После себя оставил голубовато-белый искристый след. Характер аномальных звуков - свист, шипение, жужжание и легкое гудение. Кроме того, в городах Грандвью и Клебурге отмечено появление тепла ("воздух был теплым"; "как будто исходило от небольшого электрического разряда"), а в городах Сан-Антонио и Ла Грейндж - запаха серы и запаха горящего пороха [3].

Скажем теперь кое-что о направленности звуков. Здесь можно выделить три четкие группы. К первой принадлежат звуки, не имеющие направления на источник, "раздающиеся везде". Ко второй группе относятся те звуки, которые идут из сектора полета болида. Наконец к третьей группе можно отнести звуки, хотя и порожденные болидом, но исходящие от земли, зданий или окружающих наблюдателя предметов. Не исключено, что существование трех разных групп объясняется наличием нескольких механизмов возникновения и восприятия аномальных звуков.

Среди разнообразных явлений, связанных с электрофонными болидами, особое место занимают сейсмические явления, одновременные с полетом болида. Они не похожи на нормальные детонации, которые наблюдаются спустя 1,5-2 мин после исчезновения болида. Аномальные сейсмические явления можно разделить на два типа. Первый тип - это такие сравнительно слабые сейсмические явления, как сотрясение воздуха, дрожание предметов, легкое колебание почвы и т. д. Второй тип включает сильные сейсмические явления, например, содрогание земли и зданий, раскачивание деревьев, их перелом и др. В ряде случаев механическое воздействие болидов на земную поверхность носит характер ударной волны. Приведем одно из таких наблюдений.

Май или июнь 1947 г., 14:00. В ясным тихий день жители поселка Кобрик Майского района Красноярского края В. В. Лифунша, В. В. Лукашенко и Е. Е. Лукашенко услышали нарастающее шипение, "как откроешь баллон с газом", затем увидели яркий болид с дымным хвостом. Звук перешел в треск разрываемого полотна или сильного пожара. По свидетельству очевидцев "лес пригибало сильной волной, быстро приближавшейся". У нескольких деревьев вершины сломались. Все длилось 5-8 с. Наклонный дымный след рассеивался как сероватый дым [2, 5].

В.Ю.Казнев






??????.???????