www.ASTROLAB.ru

ASTROLAB.ruТелескопыПараллактическая головка и ее строение
ГлоссарийФото космосаИнтернет магазинКосмос видео



Параллактическая головка и ее строение
Версия для печати

Правильнее будет говорить параллактическая установка. Термин "головка" применяется, но реже.

Телескоп устанавливают на прочном штативе. Любой из штативов имеет две взаимно перпендикулярные оси. Вращение вокруг этих осей позволяет направить телескоп на любое светило.

Простейшая установка - азимутальная; одна из осей в этой установке вертикальная, а другая горизонтальная. Вращением вокруг горизонтальной оси мы изменяем наклон телескопа к плоскости горизонта, а вращением вокруг вертикальной оси - азимут.

Гораздо удобнее параллактическая, или экваториальная установка. Одна из ее осей устанавливается параллельно оси мира и называется полярной осью. Вращая телескоп вокруг полярной оси, мы заставляем его следовать за суточной параллелью светил. При наличии часового механизма телескоп автоматически следить за звездой, вращаясь вокруг полярной оси. Перпендикулярная к ней ось называется осью склонений. Вращая трубу вокруг нее, мы перемещаем телескоп в плоскости круга склонений.

Существуют два основных типа параллактических установок - немецкий и английский. Немецкая установка требует одной колонны, а английская - двух.

Многие наблюдения любитель астрономии может производить и без часового механизма, но экваториальная установка, хотя бы примитивная, более чем желательна. Простейшие установки могут быть изготовлены даже из водопроводных труб.

Надо иметь прочную колонну, для чего может быть использован вкопанный в землю деревянный столб.



Устройство параллактического штатива немецкого типа.



Устройство параллактического штатива английского типа.

Верхняя часть колонны срезается под углом, равным географической широте места наблюдения. Столб ориентируется перед его укреплением таким образом, чтобы плоскость среза была параллельна оси мира. Па ней укрепляются два подшипника, в которые входит полярная ось. Вместо подшипников может быть установлен корпус автомобильного мотора. Сквозь отверстие в подшипниках (или в корпусе мотора) вставляют полярную ось, предварительно укрепив на ней толстую полосу в перпендикулярном направлении. Это будет опорой для двух подшипников, сквозь которые пройдет ось склонений. Вставив затем ось склонений, к которой прикреплен телескоп, в эти подшипники, закрепляют ось контршайбой со стопорным винтом таким образом, чтобы она не могла выпадать из подшипников. На одном конце оси склонений находится телескоп, а на втором противовес, перемещающийся вдоль оси склонений чтобы можно было уравновесить телескоп.






??????.???????