Более ста лет назад, раскапывая холм Гиссарлык, под которым оказались руины древней Трои, Г. Шлиман наряду с другими находками, к немалому своему удивлению, обнаружил… великолепно выделанные линзы из хрусталя.
Кто же их изготовил ? И главное, зачем ?
Давно уже многих исследователей волнует вопрос: какими научными знаниями обладали древние? При чтении литературы по истории науки нередко создается впечатление, что представления античных учений по оптике и, соответственно, астрономии были, мягко выражаясь весьма примитивными. Но вряд ли это соответствует действительности. В.А. Гуриков в статье "История создания телескопа" пишет, что первая зрительная труба появилась в Нидерландах в начале XVII века, "несмотря на то, что линзы были известны ещу 2500 лет до н.э. ". Стеклянные линзы с разным увеличением, датируемые 600-400 г.г. до н.э., найдены и в Месопотамии. Зажигательное действие линз и зеркал известно с глубокой древности; очки вошли в употребление в конце XIII века. А зрительная труба - лишь в XVIII веке ! В. Гуриков объясняет это так: "Взаимосвязи между наукой и практикой в области оптики у древних греков и римлян, по сути дела, не существовало" и, стало быть, "оптики античности… оптических приборов как таковых не создали". Можно ли согласиться с таким выводом?
Общеизвестны два крайне важных для данной проблемы факта. Во-первых, в древнейшие исторические времена некоторые научные знания были "профессиональным секретом" узкого круга посвященных лиц (жрецов или, скажем, мастеров): те передавали их из поколения в поколение и, как правило, в устной форме. Во-вторых, достоверных сведений о древних знаниях до нашего времени дошло слишком мало. Так, П.А. Старцев в "Очерках истории астрономии в Китае" ссылаясь на книгу "Шуньдянь", отмечает, что уже во времена легендарного императора Шуня (2257-2208 г.г. до н.э.) для наблюдения небесных светил применялись армиллярные сферы и другие инструменты, сведения о которых не дошли до наших дней.
Ф.Даннеман в "Истории естествознания " подчеркивает, что Галилео Галилей в своей научной деятельности опирался на труды Евклида, Аполлония, Архимеда. Он приводит слова Галилея: "Руководясь законами диоптрики мне удалось изготовить подзорную трубу". С.И. Вавилов добавляет, что Галилею была известна книга Кеплера, двумя важными теоремами из которой он воспользовался. В первой речь идет о дальности видимости, зависящей от свойств объектива и окуляра. Во второй - о длине труб телескопа и микроскопа.
Ю.А. Белый в книге "Иоганн Кеплер" сообщает, что Кеплер был знаком с работами Евклида, Аполлония, Аристотеля, Альхазена, и Вителло. Уже в "Дополнениях в Вителлию", Опибликованных в 1604 г. Кеплер рассмотрел ход лучей в оптической системе, состоящей из двояковыпуклой и двояковыгнутой линз.
С.Л. Соболь констатирует, что в 1647 году вышла из печати книга И. Гевелия "Селенография", в которой впервые описаны подзорные трубы, гелиоскоп, полемоскоп и микроскопы. (Полемоскоп - это предшественник перископа; он представлял собой коленчатую трубу с объективом и окуляром.) Говоря о преломлении света в линзах, Гевелий ссылался на Альхазена и Вителло как на своих предшественников.
С.И. Вавилов отмечает, что Ньютон хорошо знал работы Евклида, Декарта и Барроу.
Таким образом, Галилей, Кеплер, Гевелий, Ньютон и Гюйгенс в своих исследованиях и открытиях в области оптики опирались на знания древних ученых.
Л.В. Жигалова (Вопросы истории естествознания и техники) пишет, что в компилятивной работе "Премудрости Соломона" говорилось о четырех спутниках Юпитера и кольцах Сатурна, открытых Галилеем в 1610 году. Однако в примечаниях к статье Жигаловой приведено утверждение А. И. Соболевского, что названная компиляция составлена "не позднее конца XVI в. на основании источников греческого происхождения ".
Непосредственные предшественники "официальных" изобретателей телескопа также широко пользовались античными источниками. Ф. Даннеман сообщает, что Порта в своей "Естественной магии" дает описание улучшенной камеры - обскуры. (Он вставил в отверстие прозрачную чечевицу, от чего резкость изображения значительно повысилась.) Но Порта написал также "Пневматику", которая восходит к "Пневматике" Герона; это позволяет предположить, что и улучшение камеры-обскуры Порта мог позаимствовать у того же Герона или какого-нибудь другого древнего автора.
В комментариях В. П. Зубова к книге Леонардо да Винчи "Избранные естественнонаучные произведения" говорится, что оптика Леонардо возникла не на пустом месте: он хорошо знал произведения Евклида, Аристарха, Альхазена, Вителло, Д. Пекхема и Р. Бэкона…
Характеризуя астрономию, возрожденную Николаем Кузанским и Тосканелли, Ф. Даннеман замечает, что Г. Пурбах (1423-1461) вновь поднял ее на такую высоту, на какой она стояла в александрийскую эпоху. Европейские ученые до Пурбаха знакомились с "Альмагестом" исключительно через арабов; астрономические сочинения Птолемея и многие другие работы были доставлены в Италию из Константинополя лишь в XV веке. Пурбах обратил внимание на греческую рукопись, которую затем перевел Региомонтан (1436-1476). Для астрономических измерений Пурбах применял "геометрический квадрат", в углу которого была прикреплена одним концом линейка с диоптрами, а стороны разделены на 120 частей каждая; поэтому можно было довольно точно отсчитывать тангенсы наблюдаемого угла. (Диоптра - визир с двумя отверстиями либо зрительная труба.)
Откуда взялся у Пурбаха "геометрический квадрат" с диоптрами? Скорее всего из греческой рукописи, переведенной Региомонтаном…
С. И. Вавилов указывает на оживление оптики в XIII веке. Об этом, по его мнению, свидетельствуют трактаты англичан Р. Бэкона и Д. Пекхема, а также тюрингенского поляка Вителло. Но во всем, что касается оптики, эти авторы в основном попросту пересказывают Евк.лида, Птолемея и Альхазена. Ф. Даннеман констатирует, что при написании своей "Естественной истории" Бэкон пользовался работами греков (Аристотель, Евклид, Птолемей), римлян (Плиний, Боэций, Кассиодор) и арабов. Бэкон, конечно, хорошо знал оптику и, по-видимом, был знаком с устройством телескопа. Откуда пришло к нему это знание? Вспоминаются его слова (приводимые А. Берри) о том, что телескоп был известен уже Юлию Цезарю (100-44 гг. до и. э.), который перед набегом на Британию обозревал новые земли из Галлии (с противоположного берега Ла-Манша) с помощью телескопа.
Ф. Даннеман пишет, что Вителло в сочинении "Перспектива" излагал учение Альхазена, который, в свою очередь, был знаком с работами Евклида и Птолемея. В сочинении "О зажигательном зеркале по коническим сечениям" Альхазен упоминает о наблюдении древних: зеркала, имеющие форму параболоида вращения, соединяют все лучи в. одной точке и производят более сильное действие, чем другие зеркала. Открытие это приписывается Диоклу (350 г. до и. э.). |