www.ASTROLAB.ru


ASTROLAB.ruДвигатели"КВАНТ" - ракета-носитель
ГлоссарийФото космосаИнтернет магазинКосмос видео



"КВАНТ" - ракета-носитель
Версия для печати

К 1994-1995 годам на отечественном и мировом рынках средств выведения сформировался устойчивый спрос на ракеты-носители (РН) легкого класса для доставки в космос малоразмерных космических аппаратов (КА) массой до 3,5 - 4 т. Основное назначение таких КА: низкоорбитальные спутниковые системы связи, системы дистанционного зондирования Земли, проведение научных и прикладных исследований.

В России к этому времени имелась только одна РН легкого класса - "Космос" с массой выводимого на опорную орбиту полезного груза 1,3 т, созданная на базе баллистической ракеты разработки КБ "Южное" и работающая на высокотоксичных компонентах топлива.

РКК "Энергия" выступила с предложением о создании экологически чистой РН легкого класса "Квант", разработку которой предполагается осуществить на основе отработанных высоконадежных базовых элементов, разработанных и производимых на предприятиях Российской Федерации. К этим элементам относятся:
кислородно-керосиновые двигатели РД-120, эксплуатируемые в составе РН "Зенит", доработанные для запуска на Земле и устанавливаемые на первой ступени РН "Квант";
разгонный блок ДМ-SL, используемый в настоящее время в составе ракеты космического назначения "Зенит-3SL" ракетно-космического комплекса "Морской старт", с доработками, обеспечивающими применение этого блока в качестве второй ступени РН "Квант";
система управления, использующая высокоточную трехосную гиростабилизированную платформу "ПВ-300" и современную ЦВМ "Бисер-3";
головные обтекатели, эксплуатируемые с блоком ДМ на РН "Протон".

Ракета-носитель "Квант" стартовой массой 235 т, созданная на основе этих элементов, сможет выводить на опорную орбиту высотой 200 км массу полезного груза:

при пусках с космодрома Плесецк - до 4,7 т
при пусках с космодрома Свободный - до 5,1 т
при пусках с космодрома Байконур - до 5,2 т
при пусках с комплекса "Морской старт" - до 5,8 т
Такой носитель был бы полезен как для реализации Федеральной космической программы России, так и для коммерческого использования. Выпущенные технические предложения подтвердили реальную возможность создания высоконадежной РН легкого класса в кратчайшие сроки и с минимальными затратами.