www.ASTROLAB.ru


ASTROLAB.ruИстория календаряПредыстория
ГлоссарийФото космосаИнтернет магазинКосмос видео



Предыстория
Версия для печати

Как видим, и дата весеннего равноденствия, и даты пасхальных полнолуний, принятые в качестве основы для расчётов дней празднования Пасхи, всё больше не соответствовали реальным природным и астрономическим явлениям. Это запаздывание юлианского календаря не осталось, как мы видели, незамеченным. Несколько позже Данте, в 1324 году, византийский учёный Никифор Григора привлёк внимание императора Андроника II к постепенному смещению Пасхи с весны на более позднее время. Он считал необходимым исправление календаря и корректирование пасхалии, по Брокгаузу, "на тех же началах, на каких дело это впоследствии и осуществлено было". Однако император отклонил предложение Никифора. Он счёл реформу практически не осуществимой по причине невозможности достичь соглашения между отдельными Восточными Православными Церквами. По его опасениям, подобное нововведение могло быть чревато церковной смутой.

На неточность юлианского календаря указывал и византийский учёный канонист первой половины XIV века Матфей Властарь. Однако последний отнюдь не считал нужным вносить в него какие-либо исправления, ибо в запаздывании царственного хронографа он видел даже некоторое неоспоримое, с его точки зрения, преимущество: этим полностью устранялась всякая возможность совпадения христианской Пасхи с пасхой еврейской.

Интересно отметить, что в 1373 году византийский учёный Исаак Аргир, вполне сознавая необходимость исправления юлианского календаря и коррекции принципов расчёта пасхалии, полагал всё это бесполезным, ибо был глубоко уверен в предстоящем через ближайшие 119 лет светопреставлении. В 1492 году н. э. исполнялось 7000 лет от сотворения мира. А это считалось знаменательной датой для разного толка гадателей и прорицателей.

Необходимость исправления юлианского календаря отчётливо сознавалась и многими высшими представителями Римо-Католической Церкви. В XIV веке в пользу этого высказывался папа Римский Климент VI. Под знаком календарной реформы прошли XV и XVI века. В марте 1414 года вопрос обсуждался в Риме по инициативе кардинала Петра Д'Альи. Погрешность юлианского календаря и неточность существующей пасхалии были предметом обсуждения на Базельском соборе РКЦ в марте 1437 года. Со своим проектом реформы здесь выступил выдающийся богослов, философ и учёный эпохи Возрождения кардинал (с 1448 г.) Николай Кузанский (1401 - 1461 гг.), один из предшественников Коперника в создании гелиоцентрической космологии.

В 1475 году папа Сикст IV начал подготовку к календарным преобразованиям и исправлению пасхалии. С этой целью в Рим был приглашён выдающийся немецкий астроном и математик Региомонтан (с лат. - Кёнигсбергский, Царегорский; наст. имя - Вольфганг Мюллер; 1436 - 1476 гг.). Учёный из Нюрнберга, основатель одной из первых обсерваторий в Европе, прославился первыми печатными астрономическими таблицами, которыми пользовались Колумб и Васко да Гама. Однако его неожиданная смерть заставила папу отложить осуществление своего благого намерения.

В XVI веке этой важной проблемой занимались Латеранский (1512-1517) и Тридентский (1545-1563) соборы Римо-Католической Церкви.

В 1514 году на Латеранском соборе была образована календарная комиссия. Для участия в её работе был приглашён тогда уже известный в Европе учёный каноник Николай Коперник (1473-1543 гг.), "остановивший Солнце и сдвинувший Землю" (Solis stator, Terrae motor). Уклонившись от непосредственного сотрудничества, последний, однако, как полагают исследователи, представил своё мнение в письменном виде, указав на преждевременность, с его точки зрения, коррекции календаря. К тому времени ещё не была установлена продолжительность солнечного (тропического) года с той достаточной точностью, которая гарантировала бы от ошибок в будущем.

По окончании работы Тридентского собора, который с перерывами продолжался почти два десятилетия и завершился в 1563 году, календарной проблемой занимался папа Пий IV. Его сменил папа Пий V. Затем в 1572 году на кафедру первоверховного апостола Петра вступил папа Григорий XIII (1502 - 1585 гг.), который вскоре придал предшествовавшим вековым теоретическим исканиям практическое наполнение.

И. А. Климишин